Пока белорусская сфера грузоперевозок пытается выбраться из «санкционной ямы», европейские грузоперевозки продолжают интенсивный рост.
По оценкам европейских аналитиков, представленных в исследовании IRU/Upply/Transport Intelligence, в 10 европейских странах в совокупности на середину 2022 года не хватало 425 тыс. водителей. Предсказуемо этот недостаток европейские транспортные компании компенсируют за счет трудовых мигрантов из третьих стран.
Ещё год назад каждый пятый водитель в Польше был из Беларуси
Как следует из доклада Европейской ассоциации профсоюзов ETF, в 2019 году разрешение на работу в ЕС получили 200 тыс. дальнобойщиков из стран, не входящих в ЕС, с 2014 года эта цифра выросла в пять раз (с 42 тыс.).
У наших ближайших соседей рост еще более впечатляющий. По данным ассоциации «Транспорт и логистика Польши» (TLP), в 2021 году количество действующих водительских удостоверений, выданных Главной инспекцией автомобильного транспорта, достигло 132,6 тыс. единиц. В 2015 году их было всего 13,2 тыс., в 2012 году — 4,2 тыс. В Литве в 2019 году разрешения на работу получили 53,4 тыс. иностранцев против 2,2 тыс. в 2012 году.
При этом надо понимать, что еще в начале 2022 года отток белорусских водителей на работу в Евросоюз хоть и был значительным, но и у местных компаний были эффективные рычаги удержания специалистов: рейсы выполнялись в основном по той же Европе, но водитель мог чаще бывать дома.
В феврале 2022 года от этих аргументов ничего не осталось, и водители начали массово увольняться. Насколько это стало серьезной проблемой для компаний-грузоперевозчиков и что вынуждает водителей уезжать далеко и надолго? OL изучил мнения.
«Уволился каждый второй, но и объёмы перевозок упали»
— Отток водителей из белорусской сферы автоперевозок действительно существует, — говорит Андрей, один из менеджеров крупной белорусской компании по грузоперевозкам. — Но все происходящее — одна из граней ситуации, в которую попали наши грузоперевозчики после 24 февраля. Сперва на несколько месяцев вообще все замерло — воителей пришлось отправить в отпуск за свой счет. Потом потихоньку начали искать альтернативы. На данный момент какие-то заказы мы получаем через ТЛЦ на пограничных пунктах, бывают единичные проекты, предусматривающие перевозку грузов ЕС — РФ, ну и новые направления: Турция, Грузия, Казахстан, Армения, Азербайджан. Но объемы эти настолько небольшие, что потребности в прежнем штате нет. Плюс условия работы в таких рейсах далеко не лучшие.