В России планируется создать два новых транспортных сервиса: «Цифровой профиль перевозчика» и «Рейтинг перевозчика». Об этом на форуме «Цифровая эволюция» рассказал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Эти сервисы будут основываться на данных, полученных из электронных перевозочных документов: транспортных накладных, а с 2023 года – и путевых листов. Качество работы водительского состава, а также техническое состояние автопарка лягут в основу для составления «Профиля перевозчика» и будут влиять на его место в «Рейтинге перевозчиков», пояснил заместитель министра транспорта РФ.
По словам Дмитрия Баканова, «Рейтинг перевозчиков» может быть полезным не только государству, но и бизнесу. Как разъяснил представитель Минтранса, ранжированный список с одной стороны упростит контрольно-надзорную деятельность с помощью информации, которая оценивает качество и безопасность перевозки, а также финансовую чистоту исполнителя услуги по перевозке пассажиров или грузов. С другой же стороны рейтинг, составленный на основе профиля перевозчика, позволит получить рыночную оценку потенциального исполнителя услуги по грузовой перевозке. Однако для полноценного запуска новых транспортных сервисов, предложенных Минтрансом, необходимо мотивировать перевозчиков на добровольную передачу данных о себе. – Важно, чтобы рейтинг не отпугивал предпринимателей и не ухудшал их условия работы. Должны быть понятны инструменты: как на этот рейтинг может воздействовать конкретный предприниматель и как он сможет им воспользоваться, – заявил директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО «Яндекс.Такси» Антон Петраков. С точки зрения эксперта, предприниматель должен осознавать значение рейтинга и своего присутствия в нем. В этой связи он предлагает подкреплять участие бизнеса в «Рейтинге перевозчиков» финансовыми выгодами и административными преференциями. – Высокий рейтинг должен означать, что предприниматель может прийти в какой-то банк и получить кредит по более выгодной ставке. Или он может получать от налоговой службы более лояльные условия во взаимодействии с ней. А для налоговой службы высокий рейтинг будет означать, что количество проверок необходимо еще более минимизировать, – считает Антон Петраков. Напомним, по оценкам компании «Тензор», с марта по июнь 2022 года спрос на внедрение электронных перевозочных документов в РФ со стороны бизнеса вырос в 3-4 раза.