Создание единой системы позволит интегрировать все пункты весогабаритного контроля в РФ в единый контур, регламентировать информационное взаимодействие со смежными системами, а также агрегировать сведения обо всех нарушениях весогабаритных параметров в одном месте, уверены в Минтрансе.
Участники рынка грузоперевозок признают, что система весогабаритного контроля нужна. В частности, генеральный директор «ЕвроТрансЭкспедиции» Кирилл Рассадкин согласен с тем, что «контроль веса может помочь избежать штрафов за перегруз, что позволит сэкономить деньги и время доставки». Кроме того, перегрузы опасны, так как они могут привести к авариям на дорогах. Однако эксперт видит и риски, связанные с системой АСВГК. – Контроль веса может оказаться неточным из-за таких факторов как погодные условия и состояние дорог. Это может привести к ошибкам и необоснованным штрафам.
Причины некорректной работы АСВГК президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин видит в том, что автоматизированные пункты не учитывают погрешности измерений. – Часто датчики ставят в колею, что является явным нарушением, – привел пример эксперт. – Тот факт, что собственники дорог не содержат их в нормативном состоянии, никак не учитывается при установке пунктов АСВГК. Противостоять этому могут сами водители, которые имеют право проверять корректность работы пунктов АСВГК в рамках общественного контроля, добавил Владимир Матягин. Кроме того, он призывает активно оспаривать штрафы, которые, по мнению перевозчиков, наложили на них необоснованно. – Это сложно и довольно затратно по времени, – уверяет эксперт. – Так, в Екатеринбурге мы добились пересмотра дела одного перевозчика, который проиграл в суде и уже уплатил 400 миллионов рублей. На доказательство его невиновности ушел год и целый ряд экспертиз. В первую очередь нужно провести геодезические исследования дорожного покрытия непосредственно на пункте, где зафиксировано нарушение. Это стоит сделать максимально быстро, посоветовал Владимир Матягин. Кроме того, важно проверить опломбировку электронного оборудования самого пункта. Все это поможет доказать свою правоту в суде, резюмировал спикер. По оценкам Счетной палаты РФ, на 1 февраля 2022 года из 439 пунктов весогабаритного контроля в России не функционировали 219 (51%). Процент неисправности автоматических пунктов весогабаритного контроля еще выше: 157 пунктов из 270-ти или 58%. Напомним, с апреля 2023 года административные штрафы за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта обязаны платить только собственники этих транспортных средств.