Language:

Систему бронирования очередей, скорее всего, начнут внедрять на погранпереходах с КНР и Казахстаном.

Совет Федерации на прошлой неделе одобрил закон, обязывающий водителей грузового транспорта резервировать дату и время для пересечения границы РФ. Забронировать время, дату и место прохождения границы можно будет на портале Госуслуг и в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) с 1 марта 2024 года. До этого времени услуга будет доступна на информационном портале или на площадке-накопителе через терминал самообслуживания.

– Электронная очередь – это первый этап комплексного подхода организации и изменения инфраструктуры международных пунктов пропуска. Мы планируем постепенно внедрять технологию резервирования времени. Отмечу, что цифровой сервис, прежде всего, позволит распределять нагрузку на МАПП, сократить очереди. Для участников движения введение механизма предварительного резервирования времени повысит качество планирования сроков перевозки, − уверен заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов.

Помимо самой системы электронного бронирования законопроект устанавливает требования к обустройству участков дорог возле пунктов пропуска, в том числе к площадкам для стоянки грузового транспорта, освещению, урнам, бесплатным туалетам.

По мнению генерального директора транспортно-экспедиционной компании ООО «Сталена» Сергея Гоза, международные пункты пропуска обязательно следует оборудовать комфортными санитарно-бытовыми помещениями для приема пищи и обеспечения личной гигиены. Необходимы душевые, туалет, а также место, где водитель мог бы принять пищу: кафе или комната с микроволновкой и чайником. Его поддерживает и генеральный директор Agile Customs & Logistics Мария Симакова.

– Поскольку, сейчас водители в пробках на границе могут стоять неделями, то, конечно, в первую очередь думаешь об инфраструктуре: сейчас нет туалетов, душевых, кафе. На мой взгляд будут востребованы услуги почты, пункт, где можно распечатать документы или сделать их копии. Также, возможно, различные ремонтные пункты, – пояснила эксперт. Большая часть положений документа вступит в силу с 1 сентября 2023 года, другая часть с 1 марта 2024 года. В течение полугода Правительство РФ должно составить список пунктов пропуска, где грузовые машины не смогут проехать без предварительной брони. Как отметила Мария Симакова, сейчас, ввиду внешнеэкономической ситуации и отмены карантинных ограничений, возрастает нагрузка на пункты пропуска с Китаем и Казахстаном. Вероятнее всего, порядок начнут наводить именно на этой стороне.

– Вначале систему необходимо установить там, где идет наибольший поток грузовых машин. О положительных результатах мы уже можем говорить. Например, МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией, где до появления электронных очередей были жуткие очереди, можно было простоять не одну неделю. Сейчас с появлением этой системы все происходит быстро, комфортно и прогнозируемо, кроме того, исчезли манипуляции с продажами очередей, – резюмирует Сергей Гоз.

Другой положительный пример, который отмечают перевозчики с Европы, где электронная очередь уже давно, как на пропуск на границе, так и на перегрузки, перецепки. Благодаря системе бронирования на границах нет столпотворения авто, а водители спокойно ждут своей очереди на стоянках, а после едут через границу. По мнению перевозчиков, это намного удобнее, сроки доставки от этого не меняются.

– Прохождение границ по электронным очередям в обычный период стало оперативнее. Однако, во время ажиотажа, как было, например, на этот Новый год, бронирование показало себя малоэффективным. Тут все же главное, чтобы к моменту вступления в силу закона, уже были готовы и отлажены инфраструктура и сама электронная система. Без этого время ожидания будет непрогнозируемым, начнется перепродажа номерков. Недовольство будет как со стороны заказчиков, так и со стороны перевозчиков, – считает Мария Симакова.

Говоря о праве приоритетного провоза, собеседники высказали мнение, что его необходимо сохранить на тот перечень товаров, на который оно действует и сейчас: скоропортящиеся продукты питания, фреш, живой скот.