Language:

На фоне ограничений, действующих для грузовых автомобилей на белорусско-польской границе, перевозчики из других стран, в том числе из Казахстана и Узбекистана, вынуждены выбирать объездные маршруты, что увеличивает их расходы на доставку товаров в Европу и из Европы. Представители Казахстана уже обратились к польской стороне с просьбой внести их в перечень исключений, а Узбекистан договаривается о беспрепятственном пропуске своего транспорта с Литвой.

 на данный момент на белорусско-польской границе для грузовых автомобилей работает только один пункт пропуска — «Козловичи/Кукурыки». Однако с вечера 21-го февраля по решению польской стороны он обслуживает лишь транспорт, зарегистрированный в странах Евросоюза или Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).

В результате, транспортные компании из других стран (Казахстан, Узбекистан, Армения, Турция и пр.), выполняя перевозки с ЕС вынуждены выбирать объездные маршруты, что увеличивает их расходы на транспортировку товаров. Поскольку именно путь через Беларусь и Польшу обеспечивает кратчайший выход на Центральную Европу.

В связи с этим представители Казахстана обратились к польским властям с просьбой снять ограничения на белорусско-польской границе для казахстанских грузовиков.

«Под новые ограничения попали и казахстанские перевозчики, которые везут экспортные товары Казахстана в страны Европы, а также европейские товары, направляемые в адрес казахстанских предприятий. А это миллионные убытки. По состоянию на 23-е февраля на территории Польши находятся более 150 казахстанских автотранспортных средств, еще более 100 следуют в направлении Европейского союза. Логистика нарушена, происходит удорожание себестоимости перевозок», — отметил управляющий директор, директор Департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Мурат Амрин.

Он и рассказал, что «со стороны посольства Казахстана в адрес государственных органов Польши уже направлены ноты о необходимости снятия ограничений» для казахстанских перевозчиков.

В Национальной палате предпринимателей Казахстана также уточнили, что на данный момент на фоне существующих ограничений на белорусско-польской границе для перевозок с Европой остается, по сути, два альтернативных варианта маршрута.

Один проходит через пограничные переходы «Литва-Беларусь», «Латвия-Беларусь» и «Латвия-Россия», где сейчас скапливается большое количество транспорта, а второй — через Каспийское море. Однако последний увеличивает расстояние транспортировки товаров в 1,5 раза и в 2-3 раза — стоимость перевозки, поскольку в таком случае необходимо использовать несколько видов транспорта («авто-море») и велико влияние климатических и географических условий (сезоны штормов, высокогорье и т.д.).

Свою обеспокоенность тем, что происходит на белорусско-польской границе, высказывает и Узбекистан.

Так, например, в сообщении Министерства транспорта Узбекистана подчеркивается, что сейчас представители республики ведут переговоры с литовской стороной о беспрепятственном пропуске грузовых автомобилей с узбекистанскими номерами через пограничные переходы этой страны.

В свою очередь, ранее в Государственном таможенном комитете РБ отмечали, что, помимо перевозчиков из Казахстана и Узбекистана, ограничения на белорусско-польской границе влияют также на транспортные компании из Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Турции и др., чей маршрут транспортировки товаров традиционно проходит через Польшу и Беларусь.

Добавим также, что Польша ввела ограничения для пункта пропуска «Кукурыки/Козловичи» после того, как Беларусь запретила польским перевозчикам въезжать в Беларусь через Латвию или Литву. Беларусь же ввела свой запрет в ответ на закрытие Польшей пункта пропуска «Берестовица/Бобровники» на границе с РБ.

В целом, ограничения для пункта пропуска «Кукурыки/Козловичи» Польша объясняет главным образом как ограничения для белорусских грузовиков, в то время как белорусские грузовики после прошлогодних апрельских санкций и так за редким исключением не могут въехать на территорию Евросоюза и, как следствие, пересекать белорусско-польскую границу им в большинстве своем и не надо.