Запрет на ввоз российских прицепов и полуприцепов в страны ЕС вступил в силу с 24-го июня 2023-го года. Однако тем прицепам и полуприцепам, которые на момент принятия 11-го пакета санкций уже находились на территории Евросоюза, дали дополнительное время на возвращение в РФ.
Напомним: в пятницу, 23-го июня, Еврокомиссия официально утвердила очередной, 11-й по счету, пакет санкций в отношении России. Большинство его положений вступило в силу уже на следующий день, с 24-го июня, в том числе и запрет на перевозку товаров по территории ЕС в прицепах и полуприцепах с российской регистрацией.
Таким образом, ввоз в страны Евросоюза прицепов и полуприцепов с российской регистрацией запрещен с 24-го июня 2023-го года. Однако для транспортных средств, которые на момент принятия санкций уже находились на территории ЕС или в целом за пределами РФ, сделали исключение.
Им разрешено находиться в странах ЕС до 30-го июня 2023-го года. То есть: вернуться в страну регистрации (в Россию) они должны до 30-го июня текущего года.
Подчеркнем: речь идет о прицепах и полуприцепах, которые, во-первых, на момент 24-го июня 2023-го года уже находились на территории Евросоюза или которым, это во-вторых, необходимо пройти транзитом через территорию Евросоюза, чтобы вернуться в РФ.
При этом для прицепов и полуприцепов с российской регистрацией действуют те же самые отступления от санкций, которые в целом применяются в отношении грузовых транспортных средств из РФ. А именно: допускается по специальному разрешению перевозка в прицепах и полуприцепах с российской регистрацией продуктов питания, фармацевтических и медицинских товаров и т.п.
Кроме того, как поясняют в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), запрет не распространяется на транспортировку российских прицепов и полуприцепов по территории Литвы, если они едут транзитом между Калининградской областью и основной частью РФ.
Другие санкции ЕС
В рамках 11-го санкционного пакета Еврокомиссия также расширила запрет на транзит товаров по территории ЕС, распространив его в том числе на реактивное топливо и топливные присадки, на товары и технологии, которые используются в авиационной или космической промышленности.
Одновременно ЕС добавил в перечень экспортных ограничений оптические компоненты, навигационные приборы, электронные компоненты, полупроводниковые материалы и пр. и запретил импорт продукции из стали из третьих стран, если для ее производства использовались российские ресурсы.
Кроме того, Евросоюз ввел эмбарго на передачу и продажу прав интеллектуальной собственности, связанных с производством любых запрещенных к поставкам в РФ товаров.
При этом одним из основных нововведений 11-го санкционного пакета стал механизм, который позволяет вводить ограничения в отношении третьих стран, если компании, зарегистрированные в таких странах, помогают России обходить уже действующие санкции.
В соответствии с этим механизмом, на первом этапе ограничительные меры будут применяться только в отношении определенных организаций и предприятий, однако если они не возымеют свое действие, то могут быть распространены на всю страну в целом. В частности, в такую страну могут запретить поставки той продукции, значительный объем которой, как доказано, экспортируется затем в РФ.