Language:

С начала 2021 года российский рынок перевозки грузов автотранспортом уже живет по новым правилам, а 1 января 2022‑го его ожидает еще больше изменений: получат юридическую силу транспортные документы в электронном виде.

Каждому сотруднику компании-грузоотправителя, работающему с экспедиторами и перевозчиками, стоит понимать нюансы документооборота в новых реалиях. О базовых правилах рассказывает старший юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Юрий Павлюченко.

1 января 2022 года в правовой оборот вводятся понятия электронных перевозочных документов: электронной транспортной накладной, электронного заказа-наряда и сопроводительной ведомости. Действительно, с этого момента для документооборота между участниками логистической цепочки становятся доступными, в частности, электронные ТН, которые призваны сделать логистический процесс более быстрым и открытым, а значит — более безопасным. Нюанс состоит в том, что передавать отчетность в государственные службы (Минтранс, ФНС) организациям пока придется по-прежнему в бумажном виде.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом...» утвердило новую форму транспортной накладной (ТН) — основополагающего документа при грузоперевозках. В ней, к примеру, появились поля «Клиент (Заказчик организации грузоперевозки) (при необходимости)», «Прием груза. Лицо, от которого забирается груз», «Код типа владения ТС», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)». Пометка «при необходимости» говорит о том, что это поле можно оставлять пустым.


Думаю, что разночтения при заполнении некоторых пунктов обновленной ТН исчезнут с накоплением опыта ее использования. Сегодня, например, не всегда очевидно, кто является «лицом, у которого забирается груз» и какую ответственность оно несет. Теоретически здесь может быть указан как склад грузоотправителя, так и любой сотрудник, даже тот, кто не имеет непосредственного отношения к грузоперевозке. Кажется, что такая ситуация создает риск манипуляций с ТН и опасность для груза. Однако гражданско-правовой ответственности за нарушение правил оформления этого документа законодательством не предусмотрено, а судебная практика подтверждает, что даже при отсутствии ТН доказать факт перевозки можно другими способами. Таким образом, несмотря на критическую важность ТН в процессе грузоперевозок, форма ее заполнения может варьироваться.

ДОВЕРИЕ К ЭКСПЕДИТОРУ
Ранее новые подходы к судебной практике были предложены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом...». В частности, суд предусматривает разделение перевозчиков на два типа: фактический (непосредственно исполняющий перевозку) и договорной (с кем у грузоотправителя заключен договор). 

Обязанности и ответственность договорного и фактического перевозчиков пока законодательно не прописаны, и особенности применения этого нововведения будут видны по мере появления судебных прецедентов.
Поэтому на данный момент юристы советуют грузоотправителям заключать договоры не напрямую с перевозчиками, а с крупными экспедиторами, с обязательным получением экспедиторской расписки и заполнением ТН. Тем более что на упомянутом выше пленуме было скорректировано соотношение обязательств между перевозчиком и экспедитором. Кроме того, стоит остерегаться исполнителей перевозок, действующих по доверенности: в большинстве случаев невозможно утверждать точно, кто поставил подпись на такой доверенности и не закончилось ли ее действие.


ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ
Основные документы, которые должен предоставить перевозчик грузоотправителю перед тем как забрать груз, — водительское удостоверение и путевой лист. После этого сотруднику со стороны грузоотправителя следует проверить договор, заключенный с перевозчиком или экспедитором, выписать транспортную накладную и сопроводительные документы. Наличие у перевозчика договора страхования ответственности особенно важно, если стоимость груза высокая: это поможет значительно увеличить шансы на взыскание ущерба, если груз при перевозке будет утрачен.

В транспортной накладной грузоотправителю нужно указывать все документы, связанные с разрешениями и спецификой груза. Иначе перевозчик в случае инцидента (например, перегрузе ТС) сможет предъявить грузоотправителю претензии и потребовать возмещения убытков. 

Также в ТН нужно прописывать объявленную стоимость груза: в случае недостачи или повреждения груза перевозчик будет нести ответственность именно в рамках этой суммы.
В договоре перевозки грузоотправителю рекомендуется детально расписать три дополнительных условия: особые свойства перевозимого груза (например, температурные условия перевозки), обязанность перевозчика принять достаточные меры к сохранности груза во избежание его кражи (например, останавливаться только на охраняемых стоянках и выдать груз только в указанном месте уполномоченному лицу), обязанность перевозчика принимать меры, направленные на предотвращение инцидентов с грузом (например, пожаров).

В этом же договоре стоит прописать в качестве существенных условий все то, что грузоотправитель считает необходимым для сохранности груза. Таким существенным условием может стать доставка груза до места назначения только автомобильным транспортом — тогда перевозчик не сможет, например, разделить груз и отвезти его частично железнодорожным транспортом или самолетом. Также существенным условием можно прописать доставку груза одним перевозчиком, без перемещения груза в другое ТС. Очевидно, что чем меньше манипуляций происходит с грузом в пути, тем меньше вероятность его пропажи или повреждения. Единожды разработанная общая форма договора позволит применять ее каждый раз с минимальными изменениями в тексте документа.

В заключение отмечу, что современные цифровые инструменты управления грузоперевозками, проверки контрагентов, отслеживания груза — вместе с компетентным документальным сопровождением процесса перевозки — сводят риски утраты груза практически к нулю. Грамотная кооперация сотрудников склада, бухгалтерии, службы безопасности, юристов и специалистов по налоговым спорам приводит к тому, что отправленные грузы не теряются, а в случае форс-мажоров утраты будут полностью возмещены.