Новые решения Минфина США скажутся на объемах экспортных поставок российского автоконцерна.
Минфин США ввел блокирующие санкции против крупнейшего российского производителя грузовиков «КамАЗ», включив его и ряд дочерних структур SDN-list. Эти ограничения могут затруднить российскому автопроизводителю доступ к импортным компонентам даже от китайских партнеров, уверены эксперты «Коммерсанта».
Кроме того, концерн, у которого около 10% выручки приходится на экспорт, вряд ли удастся сохранить его в прежнем объеме. Отметим, что «КамАЗ» попал под санкции США еще 28 июня. В этот день OFAC включил концерн, его главу Сергея Когогина, а также дочерние одноименную лизинговую компанию, НЕФАЗ (50,01%) и Тутаевский моторный завод (ТМЗ; 64,43%) в SDN-list. При этом Минфин США разрешил проведение сделок с НЕФАЗ и ТМЗ по сельскохозяйственному оборудованию до 22 декабря.
SDN запрещает любые сделки американским лицам. Ими считаются не только компании, зарегистрированные в США, но и зарегистрированные в соответствии с законодательством США, а также американские физлица и банки, которые используют доллары как валюту платежа, пояснила изданию ситуацию руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd Екатерина Орлова. Из пресс-релиза OFAC следует, что КамАЗ включен в список из-за того, что его техника была замечена при передвижении российских военных по территории Украины, а грузовики марки, предположительно, принадлежащие российским военным, были замечены в Белоруссии с ракетами комплексов «Искандер». В КамАЗе традиционно в ответ на вопросы о влиянии новых санкций сказали, что «компания продолжит работу в обычном режиме». Концерн – лидер по объему санкционных ограничений в российском автопроме – уже под санкциями Австралии, Канады, ЕС, Новой Зеландии, Швейцарии и Великобритании. В SDN-list из отрасли до этого была включена только группа ГАЗ Олега Дерипаски. В отличие от санкций ЕС, ограничения США имеют экстерриториальное применение. Причины введения санкций, которые указал Минфин США, полагает Екатерина Орлова, станут дополнительной трудностью для экспорта из-за репутационных издержек. Она добавляет, что китайские компании очень осторожны в том, что касается создания СП с санкционными лицами, поскольку в связи с активным давлением США китайские банки стараются не проводить платежи для структур, которые потенциально могут стать объектами вторичных санкций, чтобы самим не попасть под них. Напомним, согласно базовому прогнозу Russian Automotive Market Research, продажи новых грузовых автомобилей в 2022 году снизятся на 28,67% по сравнению с 2021 годом и составят 62 150 единиц.