Россия готовит соглашения с дружественными странами для создания новой международной системы автострахования. Так называемая «Синяя карта» будет действовать так же, как и «Зеленая карта», в том числе при покупке и использовании, рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В настоящее время соглашение уже достигнуто с Республикой Беларусь, прорабатываются договоры с Турцией и Азербайджаном. Сейчас с каждым бюро подписываются отдельные контракты. Однако в перспективе на их базе возможно создание полноценной самостоятельной системы страхования. В РСА пояснили: тарификация по сертификатам будет аналогична «Зеленым картам», но они будут дешевле, чем отдельные иностранные покрытия. Международный полис страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» является аналогом российского ОСАГО. Вместо покупки отдельных местных страховок водитель из страны-участницы системы может приобрести комплексную защиту для зарубежных поездок. С 1 июня 2023-го российские сертификаты перестали действовать на территории ЕС, Великобритании и Швейцарии, однако полисы продолжали работать в других государствах. Членство РФ в системе «Зеленая карта» обещали приостановить в конце этого месяца. Все иностранные сертификаты прекратят действовать на российской территории, а отечественные - за рубежом, причем даже в дружественных государствах. Российские и белорусские сертификаты перестанут функционировать в большинстве стран с 30 июня. Выданные в РФ до 1 июля «Зеленые карты» будут по-прежнему принимать в Турции и Азербайджане в течение их срока действия. С Белоруссией со следующего месяца будут действовать особые условия: новые полисы автострахования для выезжающих за рубеж будут оформляться на бланках «Зеленая карта» и взаимно учитываться до запуска новой системы в 2024 году. В других государствах для путешествий на личном авто россияне должны будут покупать аналог ОСАГО в местной компании, сообщили в «Совкомбанк Страховании». Такая возможность предоставляется при пересечении границы, клиенты также могут заранее приобрести полис онлайн на сайте иностранного страховщика. Ожидается, что систему примут все государства, входящие в ЕАЭС, - Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, полагает основатель инвестиционной транспортной компании «ГТК Холдинг» Саид Залиев. Присоединиться также могут Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Турция и Китай. Стоимость «Зеленой карты», действующей на территории всех государств-участников на 15 дней, составляла порядка 3 тыс. рублей. При этом тарифы для Республики Беларусь, Молдавии и Азербайджана были в три раза ниже, поэтому цена новой карты будет как минимум на 20% меньше прежней, считает эксперт. Механизм формирования тарифов будет прописан в межгосударственных соглашениях, отметил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Для краткосрочных поездок в качестве транзита или на 1-4 недели стоимость такого полиса будет ниже, чем при покупке местных аналогов ОСАГО. Однако для более длительных поездок, вероятно, выгоднее будет приобрести внутреннюю страховку. Напомним, для транспортных средств из недружественных государств, за исключением легковых автомобилей физических лиц, КТ ( коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства) увеличится более чем в семь раз, с 1,7 до 12,5. Это станет ответом в том числе на отказ указанных стран принимать с 1 июня этого года российские сертификаты «Зеленой карты».