Уже в этом месяце на платную трассу М-11 «Нева» рассчитывают выпустить первые беспилотные грузовики для тестирования беспилотной коммерческой доставки грузов. Такие сроки, как отмечает ТАСС, в кулуарах форума «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве» в Сочи журналистам назвал глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко. Трассу М-11 «Нева», напомним, планируют сделать первым в России беспилотным логистическим коридором. С этой целью в прошлом году на ней ввели соответствующий экспериментальный правовой режим (ЭПР).

«Сейчас уже в тестовом режиме по трассе М-11 осуществляются тестовые испытания беспилотников. … В июне месяце поедут грузовые беспилотники», — рассказал Вячеслав Петушенко.

Он уточнил, что в дальнейшем беспилотный транспорт планируют запустить и по трассе М-12 «Москва-Казань», которую должны полностью открыть для движения к 20-му декабря текущего года.

Напомним: в России к 2030-му году рассчитывают создать систему беспилотных логистических коридоров — основных магистралей, по которым беспилотные грузовики смогут осуществлять коммерческую доставку товаров. В число таких магистралей войдут трассы М-12 «Москва-Казань», М-4 «Дон», ЦКАД и т.п. общей протяженностью 19,5 тыс. км.

Однако первым маршрутом, где пройдет тестирование беспилотных грузовых автомобилей, станет платная трасса М-11 «Нева». Соответствующее решение было принято еще летом 2021-го года, осенью прошлого года на дороге ввели специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР), который позволяет проводить беспилотные тестовые заезды и в целом регулирует данный процесс.

Так, например, этот режим предусматривает два варианта использования беспилотных грузовиков. В первом случае в кабине машины на месте водителя обязательно должен находиться специалист, готовый при необходимости перехватить управление транспортным средством на себя.

А вот второй вариант уже допускает удаленное, с помощью диспетчера, управление «умным» автомобилем. Правда, и в это время в кабине все равно должен быть специалист, однако ему необязательно сидеть непосредственно за рулем.

В целом, ЭПР устанавливает строгие требования для беспилотных грузовиков (в том числе составление подробной инструкции по штатной эксплуатации — совокупности всех условий, в которых может использоваться транспортное средство) и предписывает, что беспилотник можно выпускать на трассу только после неоднократного тестирования на закрытом полигоне.

Вместе с тем число участников экспериментального правового режима ограничено. В качестве производителей определены ПАО «КамАЗ» и НПО «СтарЛайн», в качестве операторов беспилотных грузовых перевозок — логистические компании ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит» и Х5 Logistics, а в качестве оператора инфраструктуры — ГК «Автодор».

Таким образом, первыми на трассу М-11 «Нева», скорее всего, выедут беспилотные грузовики «КамАЗ». Как ранее сообщали в компании, в 2023-м году это будет небольшое количество «умных» автомобилей — всего около пяти, а вот в 2024-м году оно уже увеличится до 50 автоматизированных транспортных средств.

Как можно предположить, первое время это будут недолгие тестовые заезды — около 10 км пути, маршрут будет проходить вне городской черты. При этом отдельной полосы для беспилотников выделять не планируют. Однако остальных участников дорожного движения о проводимом эксперименте все-таки должны будут каким-то образом предупредить (в том числе, по всей видимости, и специальным обозначением автомобиля — буквой «А» в белом треугольнике с красной рамкой).

В целом, ожидается, что к 2030-му году благодаря беспилотным логистическим коридорам коммерческая скорость доставки товаров увеличится на 25%, а при этом себестоимость перевозок снизится более чем на 10%.