Глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву новую меру для отслеживания потока грузовых автомобилей. А именно: чтобы не дать водителям грузовых автомобилей уходить от весогабаритного контроля, оснащать государственные регистрационные знаки машин специальными радиочастотными метками. Как отмечает ТАСС, копия соответствующего письма направлена также помощнику президента России Максиму Орешкину и вице-премьеру Марату Хуснуллину.
«Расходуя беспрецедентные средства на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межрегионального значения, мы позволяем их разрушать транспортными средствами, движущимися с серьезным нарушением допустимых нагрузок. Низкая эффективность весогабаритного контроля связана в том числе с наличием возможности у водителей скрывать государственные регистрационные знаки автомобилей, что не позволяет привлечь их к ответственности при прохождении автоматического весогабаритного контроля», — говорится в письме.
«Предлагаю оснастить государственные регистрационные знаки грузовых транспортных средств метками радиочастотной идентификации транспортного средства (RFID-метки), позволяющими в автоматическом режиме получать данные об автомобиле, что сделает невозможным скрывать регистрационный номер автомобиля при весогабаритном контроле», — отмечает Андрей Кутепов.
По словам сенатора, во время поездок по югу России он лично убедился «в неэффективности весогабаритного контроля» и вреде, который грузовые автомобили причиняют региональным дорогам. «Основная проблема в этом регионе связана с транспортировкой зерна в направлении российских портов с превышением допустимых весовых параметров», — подчеркивает Андрей Кутепов.
В связи с этим он также предлагает разработать механизм переориентации перевозки зерна с автомобильного транспорта на железнодорожный в тех регионах, где пропускная способность железной дороги позволяет это сделать.
Что касается технологии чипирования, то она позволяет автоматически идентифицировать объекты, в том числе те, которые находятся на расстоянии, с помощью радиосигналов. В России RFID-метки уже используются для учета животных. Так, в сентябре прошлого года в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) впервые начали вести учет оленей через специальные электронные устройства, на которые дистанционно поступает информация с RFID-меток.
При этом стоит отметить, что неэффективность автоматического весогабаритного контроля связана далеко не только с тем, что водители уходят от него, закрывая номера машин. Как недавно рассказали в Счетной палате, основная проблема заключается в том, что большая часть автоматических комплексов, в принципе, не работает.
Так, например, по состоянию на 1-е января 2023-го года из 350 установленных на российских дорогах постов более половины не функционировали.