«Русагротранс», один из крупнейших железнодорожных операторов по перевозке сельхозгрузов, с апреля на 15% снизит тариф на маршрутные отправки на экспорт. Арендная ставка уменьшится для грузов, которые идут в порты Азово-Черноморского бассейна, рассказал представитель компании.

Он подчеркнул, что при этом средняя ставка за пользование вагонов с 1 апреля увеличится не более чем на 1%.

В «Русагротрансе» отметили, что сейчас доля маршрутных отправок в структуре перевозок составляет более 50%. Увеличение этого показателя с апреля, считают в компании, позволит обеспечить вывоз на экспорт рекордного объема зерновых. Общие расходы экспортеров на железнодорожную логистику практически не изменятся, а с учетом планов компании по увеличению доли маршрутных отправок в структуре перевозок до 80%, расходы на железнодорожную логистику экспортеров должны снизиться на 3% или на 93 рублей за тонну, заявили в «Русагротрансе».

 
В компании также пояснили, что увеличение сроков оборачиваемости вагонов неизбежно приводит к росту тарифов не только у них, но и других независимых перевозчиков. «Инфляция в России фактически составляет 12%, также стоит учитывать стоимость обслуживания вагонов, которая выросла на четверть, ремонт и закупку запчастей. Это объективные внешние причины, на которые мы не можем повлиять», — подчеркнули в «Русагротрансе».

С апреля компания планирует дифференцировать тарифы исходя из направлений, загруженности железнодорожной инфраструктуры и оборачиваемости вагонов. «Таким образом, мы мотивируем отправку с незагруженных станций и там тариф понизим, а на загруженных направлениях, наоборот, немного увеличим для того, чтобы еще более не усугублять ситуацию с отправкой грузов на экспорт. Это стандартная рыночная практика», — подчеркнул представитель «Русагротранса».

По его словам, маршрутизация на сегодняшний день является единственно возможным инструментом, позволяющим железнодорожным операторам использовать парк с максимальной эффективностью и сокращать сроки доставки в 1,5-2 раза, а элеваторам в регионах брать на себя роль зерновых хабов.

В «Русагротрансе» полагают, что инициатива Союза экспортеров зерна по расширению парка зерновозов не решит проблему роста тарифов на перевозки, особенно учитывая, что количество «брошенных» вагонов с зерном на сети в феврале 2023 года выросло к прошлому году почти в два раза — до 1,9 тыс. «Простаивающие в ожидании выгрузки вагоны создают «пробки», снижают пропускную способность», — сказали в компании, предупредив, что в условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост числа вагонов не приведет к соразмерному увеличению объема перевозок. По прогнозу «Русагротранса», при расширении парка зерновозов в перспективе нескольких лет увеличится количество невостребованных вагонов даже в высокий сезон перевозок, после сбора урожая, и в условиях значительной себестоимости парка это приведет к росту цен на перевозки или массовому банкротству железнодорожных операторов-собственников вагонного парка.

В этой связи в компании подчеркнули, что «необходимо повысить эффективность организации использования инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом изменения логистики перевозок».

В «Русагротрансе» напомнили, что компания в ходе подготовки к зерновому сезону 2022-2023 предложила экспортерам заключить сервисные соглашения, предусматривающие гарантированные объемы перевозок и их фиксированную стоимость на зерновой сезон, которая ниже, чем стоимость на спотовом рынке. В новом аграрном сезоне компания планирует продолжить эту практику.

После совещания в Минсельхозе в конце марта ряд СМИ со ссылкой на источники написал, что глава ведомства Дмитрий Патрушев отметил обострившиеся сложности с логистикой при перевозке сельхозгрузов, которые на фоне рекордного урожая зерна могут спровоцировать серьезные риски.

По словам собеседника РБК, по итогам совещания ФАС попросили «оперативно подготовить оценку ценовой ситуации на рынке транспортных услуг по растениеводческим культурам, а также предложения по ее стабилизации». Минтранс совместно с Минсельхозом и ФАС в течение двух недель должны сформулировать предложения по механизмам регулирования цен на транспортные услуги. В Минсельхозе агентству также сообщили, что рассматривается вопрос обеспечения внутреннего рынка вагонами-хопперами и предоставления господдержки экспортерам и участникам сельхозрынка для их приобретения.

В Минсельхозе признают, что увеличение логистических затрат становится фактором снижения закупочных цен у аграриев, что может в перспективе повлиять на стабильность рынка и продовольственную безопасность.