В ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР такая практика широко распространена и поддерживается на госуровне.
В России предлагается создать индустрию массового восстановления и использования б/у автозапчастей. С такой инициативой выступили депутаты четырех комитетов Госдумы, которые подготовили обращение премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, сообщают «Известия».
В России такая промышленность практически отсутствует, а в условиях жестких экономических санкций это может стать одной из основных причин массового выхода из строя автотранспорта.
В зарубежных странах, например в ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР, сектор восстановления и использования б/у запчастей широко развит и поддерживается государством. Оборот таких деталей для ремонта автомобилей составляет до 50% рынка. Причем государственный интерес связан с экономией при производстве – ремонт компонентов до 50% дешевле, чем выпуск новых комплектующих, а расход энергии до 60% ниже.
Депутаты предлагают: принять законодательство о порядке утилизации авто с повторным использованием запчастей; обязать национальных и иностранных производителей автомобилей на территории России также заниматься восстановлением комплектующих; ввести порядок маркировки таких деталей; сформировать требования к предприятиям по восстановлению запчастей; обязать автопроизводителей раскрывать сервисную и техническую документацию по машинам; привлечь к такому производству субъекты МСП и предусмотреть для них экономические и налоговые льготы; создать центр, который будет объединять восстановителей б/у запчастей и станции техобслуживания.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) поддержали инициативу депутатов. Создание производства по восстановлению б/у запчастей позволит значительно снизить зависимость отечественной промышленности от поставок деталей из-за рубежа, полагает президент РСА Евгений Уфимцев. В противном случае сложности с ремонтом могут коснуться миллионов грузовиков и почти миллиона автобусов. Трудности сейчас испытывают и автовладельцы личного транспорта – из-за дефицита комплектующих доля ремонта по ОСАГО в последние месяцы прошлого снизилась до 5%. Правительство и министерство транспорта уже получили запросы о помощи от крупных автобусных парков и перевозчиков, которые используют иностранные транспортные средства, рассказал источник на страховом рынке. Он пояснил: для них найти детали еще сложнее, чем для легковых машин.
– Установка б/у кузовной запчасти не несет никакой технической опасности. Но бывшие в употреблении колодки, шланги устанавливать нельзя. Автомобиль – это средство повышенной опасности. Должен быть список деталей, на которые вообще должен действовать запрет на их повторное использование, – отмечает вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. Делиться своей техдокументацией западные автопроизводители не будут, так как на эти разработки они тратят огромные средства, добавил эксперт. Основатель и главный акционер калининградского «Автотора» (до СВО на заводе выпускались Kia, Hyundai и BMW) Владимир Щербаков уверен, что в стране нужно осваивать капремонты двигателей, чтобы избежать заполнения рынка контрафактом. Но вопрос передачи этих функций мелким станциям техобслуживания (СТО) нужно тщательно оценить. – Это сложные, тонкие технологии, требующие высоких точностных параметров. У нас в стране гигантское количество СТО, в том числе фирменных зарубежных брендов. Но капитальный ремонт они сделать не могут. Там можно только перебрать двигатель с заменой вышедшей из строя детали. СТО не могут гарантировать безопасность, – заключил Владимир Щербаков. На безопасность машин может повлиять надежность таких комплектующих и технологичность их изготовления, считают на АвтоВАЗе.
Другой анонимный российский производитель добавил, что восстановление б/у деталей – это одноразовая мера для поддержания работы парков, и в отношении только тех запчастей, которые перестали ввозить в Россию. Но при ограниченных финансах рациональнее вкладываться в то, что будет работать на перспективу и окупаться, а не в точечные решения.
Банк России ранее выступал против использования б/у запчастей при ремонте по ОСАГО из-за возможной угрозы безопасности движения. Создание специальной индустрии по восстановлению деталей способно значительно сократить эти риски, но налаживание производства займет не менее года, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.
Идея восстановления агрегатов для машин жизнеспособна, весь вопрос, как ее реализовать. Такой способ в первую очередь подходит для ремонтов легкого коммерческого (LCV) и грузового транспорта, а не легковушек, уверяет независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.