Суммарно оборот торговли России со странами ЕАЭС за 2022 год, по информации ФТС, увеличился на 22%. Для дальнейшего увеличения грузопотоков потребуется улучшение инфраструктуры, снятие ограничений на таможне, а также различные сборы с перевозчиков, что должно сократить время доставки грузов от Санкт-Петербурга до Мумбая за десять дней.

Экспорт Армении увеличился в прошлом году на 77,7%, в том числе в страны союза – почти в три раза, сообщил на пленарном заседании Евразийского конгресса премьер-министр страны Никол Пашинян. От санкций пострадала четверть белорусской экономики (это связано в том числе с тем, что доля экспорта в ВВП страны превышает 60%), но, как отметил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, «фактический прирост в торговле с ЕАЭС выровнял выпадающий экспорт в другие страны, а экспортные потоки были направлены в российские порты». Экспорт Киргизии в страны ЕАЭС в прошлом году вырос более чем на 80%. В Казахстане, помимо роста торговли, рассчитывают и на увеличение транзита товаров по территории страны. – Мы видим значительный потенциал коридора «Север-Юг» в сопряжении с Транскаспийским международным транспортным маршрутом. Морские порты Казахстана Актау и Курык, а также международный центр приграничного сотрудничества Хоргос могут послужить дополнительным выходом для стран ЕАЭС на мировые рынки, – заявил премьер-министр страны Алихан Смаилов. По данным ЕАБР, транзитные перевозки через Казахстан в Китай в прошлом году уже выросли на 15%, за четыре месяца с начала 2023 года – на 33%. По Транскаспийскому («среднему») коридору, соединяющему Китай и Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, поставки в прошлом году увеличились в 2,5 раза, но лишь до 1,5 млн тонн (в том числе из-за отказа европейских компаний от транзита по российским железным дорогам). При этом по югу Каспия через Туркменистан и Иран автомобильным транспортом в год перемещается менее 1 млн тонн. По коридору «Север-Юг» поставки с начала года выросли на 54%, маршрут предполагает обход Каспия с запада (через Азербайджан и Иран) или с востока (через Казахстан и Туркменистан). Для финансирования строительства дорог необходимо привлечение частных инвестиций. Однако для участия в проектах частных денег потребуется изменение национального регулирования и его гармонизация, в частности, с российским законодательством, поскольку в ряде стран – потенциальных участниц схемы нет понимания ГЧП или оно отличается от российского (например, в ряде стран Азии нет понятия платных дорог), объяснил вице-премьер Марат Хуснуллин. Суммарные потребности в финансировании проектов коридора оцениваются в $38 млрд (это должно увеличить грузопоток к 2030 году в 15 раз), при этом 67 из 102 проектов сейчас финансируются странами за счет бюджетных средств, отметил зампред правления ЕАБР Денис Ильин. Глава Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов призвал стороны «уйти от конкуренции в создании собственных транспортных коридоров» и указал на ограничения пропускной мощности в том числе строящихся маршрутов – пропускная способность иранских железных дорог на участке Решт-Астара не превысит 17 млн тонн, тогда как через порт Новороссийска объем перевалки грузов составляет 150 млн тонн. Дополнительные риски связаны и с односторонним повышением тарифов. Помимо этого, участники транспортной сессии конгресса высказались за создание единых международных операторов – это позволит снизить издержки для грузоотправителей, а также за оценку эффективности маршрутов по всей протяженности, а не на отдельных участках. Напомним, согласно прогнозу Евразийского банка развития, наибольший относительный прирост будет ВВП наблюдаться для Армении (+7,5%), Казахстана (+4,3%) и Киргизии (+4,2%). Рост ВВП Белоруссии составит 2,2%.