По итогам марта, как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей в России, по сравнению с мартом прошлого года, увеличились в 1,5 раза. При этом многократный рост показывают именно китайские производители. Российские компании все так же продолжают терять свои позиции на рынке.
И хотя «КамАЗ» все еще остается на первой строчке рейтинга, его лидерство уже далеко не такое прочное, как в прежние годы. Если еще год назад доля российского флагмана на отечественном рынке составляла 44,7%, то сейчас она опустилась до 25,8%.
Можно было бы, конечно, предположить, что такая почти двухкратная потеря позиций является результатом взлета продаж в марте прошлого года. В том смысле, что в марте прошлого года как раз начали действовать санкции и представители «большой европейской семерки» стали покидать российский рынок, из-за чего у отечественных перевозчиков, по сути, остался выбор только в пользу «КамАЗа».
Однако данные за весь I квартал показывают, что доля «КамАЗа» действительно была традиционно высокой и что под экспансией китайской техники (вот такое импортоперезамещение) он начал эту долю стремительно терять.
По итогам I квартала прошлого года на «КамАЗ» приходилось 40,3% всех продаж новых грузовых автомобилей в России, а по итогам I квартала текущего года — только 25%. Более чем 1,5-кратный спад в течение года.
Падение показывают и два остальных российских производителя — «ГАЗ» и «Урал». Но суть даже не в том, что они показывают падение, а в том, что, кроме российских производителей, в российском рейтинге продаж грузовиков падения не показывает больше никто.
Даже белорусский «МАЗ» по сравнению с мартом прошлого года увеличил продажи на 17,7%. А у китайских компаний прирост и вовсе выражается трехзначными числами: Shacman — +438,5%, FAW — +939,6%, Howo — +464,7%.
Что касается бренда Sitrak, который сейчас занимает вторую строчку в рейтинге, то в прошлом году он даже не был представлен на российском рынке. То есть: буквально за год этот китайский производитель успел стать не только узнаваемым, но и одним из самых востребованных у местных перевозчиков. А его модель Sitrak C7H и вовсе уже второй месяц подряд является самой покупаемой на рынке.
Кстати, на втором месте по «покупаемости» тоже не «КамАЗовский» представитель — «КамАЗ-43118» и «КамАЗ-65115» занимают лишь третью и четвертую строчки рейтинга. На втором месте по продажам — китайский FAW CA3310.
В целом же, рынок новых грузовых автомобилей в России продолжает выравниваться. После довольно шоковой ситуации прошлого года продажи снова начали расти (они демонстрируют рост уже пятый месяц подряд) и по итогам марта увеличились на 51,3%. Правда, это происходит главным образом за счет китайской, а не отечественной техники...